pili_grimka: (Default)
[personal profile] pili_grimka
Он погиб 50 лет назад, 24 апреля 1967 года, через 40 дней после своего 40-летия.

Таким он был:



А это – то, что от него осталось после удара спускаемого аппарата о Землю:



О катастрофе даже не сразу сообщили – только спустя сутки ТАСС передал сообщение о смерти космонавта: "Безвременная гибель выдающегося космонавта, инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжёлой утратой для всего советского народа."

В 1960-ом году лётчик-испытатель Владимир Комаров был принят в отряд космонавтов и начал подготовку по программе первого группового полёта в космос. В Звёздном Городке он сильно сдружился с Юрием Гагариным. Мужчины часто проводили вместе время, охотились, отмечали праздники.



К концу 1966 года США существенно опередили СССР в освоении космоса: они имели 21 астронавта, побывавшего на орбите, против 11 советских и 15 пилотируемых полетов против 9. Да ещё осуществили автоматическую стыковку. Партийным боссам СССР нужны были успехи в космосе любой ценой. Поэтому к 50-летнему юбилею октябрьской революции Брежнев распорядился запустить проект, который должен был стать достойным ответом американцам.

В космос, с разницей в сутки, должны были отправиться два пилотируемых космических корабля, состыковаться, после чего космонавтам предстояло поменяться местами, перейдя из аппарата в аппарат, и вернуться на Землю. Для этой миссии был разработан новый тип космических аппаратов – «Союз». Комаров был выбран лететь на первом из них – «Союзе-1» и ожидать на орбите прибытия «Союза-2». Брежнев очень чётко дал понять всем вовлечённым в проект, что запуск обязан осуществиться в срок – до 1-го мая 1967 года.

И вдруг неожиданная загвоздка: первый космонавт планеты Юрий Гагарин вместе с группой разработчиков проинспектировали построенный «Союз-1» и обнаружили 203 структурные проблемы. Двести три! Некоторые были серьёзны настолько, что с большой вероятностью могли подвергнуть опасности жизнь космонавта, который полетел бы на этом корабле. В кругу специалистов было предложено отложить полёт до полного исправления ошибок, недоделок и успешного тестирования «Союза».

Но кто передаст эту новость Брежневу?

В интернете вовсю гуляет версия из опубликованной в 2011 году книги американских авторов "Starman" и скопированная безо всякой проверки фактов десятками СМИ. Суть её в том, что Гагарин написал 10-ти страничный рапорт и передал его своему другу - офицеру КГБ Вениамину Русаеву. Однако, никто в КГБ не рискнул дать этому документу ход. Более того – все, читавшие заключение Гагарина, были позднее понижены в звании, должности либо переведены из Москвы в Сибирь, либо вообще уволены из органов (включая и самого Русаева). Об этом Русаеве я расскажу чуть позже.

До запуска оставался месяц, и Комаров понял, что миссия отложена не будет. Во время одной личной встречи с уже разжалованным Русаевым он с горечью сказал: «Я не вернусь из этого полёта».

«А почему ты не откажешься?» - поинтересовался Русаев.
«Если я откажусь, они пошлют моего дублёра. Я не могу этого допустить. Он не должен умереть». И расплакался...

Дублёром Комарова был Юрий Гагарин.

..Неполадки и сбои у «Союза-1» начались сразу же после выхода на орбиту: не раскрылась одна из двух солнечных панелей-батарей, дублирующая антенна телеметрической системы и козырек, защищающий солнечно-звездный датчик 45К от выхлопов двигателей. Кораблю стало не хватать электроэнергии, его было невозможно пилотировать в заданном режиме из-за неконтролируемого вращения вокруг своей оси, навигация оказалась крайне затруднена, термоконтроль нарушился, возникли проблемы со связью. Когда выяснилось, что датчик 45К вышел из строя, конструкторы схватились за головы: значит, ни солнечная, ни звездная ориентация на автоматике невозможны. Возвращение корабля на Землю теперь должно осуществляться в ручном режиме, и успех его зависит только от космонавта.

В ЦУПе приняли решение о немедленном возвращении. О старте второго "Союза" и стыковке уже не могло идти речи.

Режим, в котором Комарову пришлось выводить корабль с орбиты, космонавты никогда не отрабатывали, он считался нереальным. Но теперь это был единственный шанс на спасение. И Владимир Комаров выполнил эту сложнейшую программу, требующую филигранного искусства управления.

..Корабль вошел в плотные слои атмосферы, выпустил тормозной парашют, но дальше случилось непредвиденное. После того, как аппарат снизил скорость, должен был выйти основной парашют. Однако, этого не произошло. Комаров нажал на кнопку выпуска аварийного парашюта. Но капсула уже интенсивно вращалась, фактически - кувыркалась, и, когда был выпущен аварийный парашют, то его стропы переплелись со стропами тормозного. Спускаемый аппарат, падая с 9-ти километровой высоты и стремительно набирая скорость, врезался в Землю...

"Комаровым была полностью выполнена намеченная программа отработки систем нового корабля, а также проведены запланированные научные эксперименты. При полете летчик-космонавт В. М. Комаров совершал маневрирование корабля, проводил испытания основных его систем на различных режимах и давал квалифицированную оценку технических характеристик нового космического корабля", - передавал в новостях ТАСС на следующий день.

Причины, по которым не вышел основной парашют, были впоследствии установлены - якобы из-за деформации контейнера. А почему это произошло, следственная комиссия так и не докопалась. Но КБ и завод-изготовитель втихую всё же выявили причину катастрофы. Лишь много лет спустя она была обнародована в мемуарах конструкторов Константина Феоктистова и Бориса Чертока. После обмазки спускаемого аппарата теплозащитным покрытием он помещался в автоклав, где при высокой температуре шла полимеризация. В нарушение технологии, «Союз-1» и «Союз-2» пошли в автоклавы без крышек парашютных контейнеров: запоздали изготовители. Чем их закрывали — покрыто мраком. Но закрыли неплотно, и поверхность контейнеров изнутри покрылась липким шероховатым налетом. Потому-то тормозному парашюту не хватило усилий вытащить плотно уложенный огромный основной парашют. Он попросту прилип к стенкам.

Готовя этот пост, я прочитала как уже вышеупомянутые куски из "Starman", так и воспоминания дочери Комарова. Так вот: американцы врут. Опровержений опубликовано уже немало, как в русской, так и в англоязычной прессе. Книга, поданная как документальное повествование, напичкана вымыслом: как Комаров понял во время спуска, что погибает, как обречённый космонавт разговаривал после этого по связи с Косыгиным, и Председатель Совмина плакал. Как Владимиру Михайловичу дали возможность попрощаться по телефону с женой. Как американская станция в Турции перехватила последние крики и проклятья космонавта в адрес тех, кто послал его на верную гибель. Как хоронили его останки в открытом гробу...

Не было ничего этого – ни разговора с Косыгиным, ни тем более – с женой. Есть интервью с дочерью Комарова, рассказавшей, как их семья узнала о гибели родного человека. В день его смерти в их квартире вообще отключили телефон. Именно так супруга космонавта поняла, что что-то произошло. И американцы не могли перехватить в эфире ничего – по той причине, что антенны спускаемого аппарата не работали: они закреплены на стропах основного парашюта, который не вышел. А если б слышали, то не преминули б тут же опубликовать эту запись – такой роскошный козырь в существовавшей тогда космической гонке и холодной войне. Эта мифическая запись упоминается десятки раз, но нет никакой конкретной ссылки на неё. Точно так же, как не найдены доказательства существования гэбиста Русаева, на "воспоминаниях" которого базируется вся книга. И утверждение, что Комарова хоронили в открытом гробу, не выдерживает никакой критики: останки, как на верхнем фото, были продемонстрированы космонавтам в госпитале им. Бурденко, после чего кремированы и помещены в стандартную урну для торжественных похорон в Кремлёвской стене.

В действительности же связь с Комаровым прервалась, когда капсула отделилась от корабля и вошла в плотные слои атмосферы. Прервалась на вполне штатном радиообмене. На этом этапе ещё никто не знал, что парашютная система не сработает. Связь должна была появиться после раскрытия основного парашюта, на стропах которого закреплены антенны.

Гагарин очень тяжело переживал смерть друга. По «воспоминаниям Русаева», Юрию Алексеевичу принадлежит фраза «Я как-нибудь доберусь до Него и, если обнаружится, что Он знал обо всём и позволил этому случиться, то я точно знаю, что я сделаю». А потом в определённых кругах ходил слух, что Гагарину удалось повидаться с Брежневым, и во время этого рандеву первый космонавт плеснул из бокала в лицо Генеральному Секретарю Коммунистической Партии Советского Союза.

Опять вымысел, я уверена. Но вот тут мне жаль, что вымысел. Лучше бы это было правдой.

Date: 2017-04-24 04:41 am (UTC)
From: [identity profile] husband-skill.livejournal.com
Правды мы не узнаем никогда.

Date: 2017-04-24 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Разумеется. А жаль.

Date: 2017-04-24 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] sten910.livejournal.com

Я был в составе спасательной группы когда садили Союз-11 с Добровольским, Волковым и Пацаевым, сидели в вертолёте несколько часов, потом нам сказали, что Союз сел, все погибли... свободны

Date: 2017-04-24 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Представляю, какое настроение было у всех.

Я помню тот день очень смутно - совсем маленькая была. Мама, бабушка с дедушкой, соседи ходили какие-то смурные, помню, что что в воздухе витала фраза "космонавты погибли".

Тебе респект и спасибо за то, что дочитал до конца :) Судя по статистике, сюда зашли человек 50, и только двое оставили коммент.

Date: 2017-04-24 12:23 pm (UTC)
From: [identity profile] sten910.livejournal.com
Спасательные группы были по всей траектории спуска Союза, и хотя мы знали, что возле нас они вряд ли сядут, всё равно ждали и вот дождались (((

Date: 2017-04-24 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] luccia.livejournal.com
Я утром не успела оставить коммент, но тоже среди 50-ти прочитавших. Кстати, несколько раз пролистывала вверх, чтобы убедиться, что пост от тебя. Неожиданно, но не всё же хиханьки хаханьки, да.
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Ну, кагбэ - ничто человеческое мне не чуждо.

Date: 2017-04-24 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] luccia.livejournal.com
С утра как проснулась прочитала твой пост и целый день не уходит из головы второе фото. Наверняка оно с грифом СовСеркретно. Такое нельзя было показывать ни при каких обстоятельствах в то время, и спустя нескольких десятков лет.
В свете всеобщих разоблачений НЕполета Гагарина и прочего, очень горькие чувства насчет освоения космоса в целом.

Date: 2017-04-24 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Я на это фото наткнулась на одном сайте исторических фотографий. Ужаснулась, потом решила полюбопытствовать ибо тоже была удивлена, что ТАКОЕ лежит в открытом доступе. В результате зависла над историей и обстоятельствами полёта Комарова на несколько дней. Прочитала кучу информации, и что-то эта американская растиражированная ложь (причём, уже повторённая как-то в ЖЖ топовыми блогерами) так взяла меня за живое, что решила написать пост. Жаль, что до конца его мало кто дочитал, судя по количеству комментариев.

Те, кто осваивал космос - это немногие люди, которых можно полноправно называть героями. Они прекрасно знали, что шансы умереть у них выше шансов выжить. И правда об истинном положении вещей может никогда не быть обнародована.

Date: 2017-04-24 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] cheeky-poppet.livejournal.com
Спасибо за пост.

Date: 2017-04-24 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Моё почтение.

Date: 2017-04-24 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] gourry-aka-pm.livejournal.com
Насколько я помню, после входа в атмосферу некоторое время в принципе связь по электромагнитным причинам невозможна. Плюс, что характерно, не удивлюсь, если на этапе торможения об атмосферу те антенны, которые используются в космосе, просто сносятся потоком под корень. Наконец, терминальная скорость для аэродинамически корявой человеческой тушки - около 200 км/ч, а для обтекаемой капсулы - ощутимо больше, думаю. С девяти км падать аж две минуты, разведешь тут сцену с рыданиями, пытаясь хоть что-то одновременно с парашютами делать...

Date: 2017-04-24 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Правильно, в плотных слоях атмосферы корабль фактически горит и окружён плазмой. Никакая связь в эти минуты невозможна. Думаю, что Комаров погиб значительно раньше, чем при ударе о Землю - когда капсула неслась вниз с бешенной скоростью, кувыркаясь при этом.

Date: 2017-04-24 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] antitonka.livejournal.com
спасибо за пост.

Date: 2017-04-24 11:46 pm (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Я рада, что вы оценили.

Date: 2017-04-24 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] fotomm.livejournal.com

Да, про это фильм не снимут как про Леонова. А что, доказано что Брежнев был такой монстр, что зная про риск все равно ... Мне кажется тут могут быть виноваты те кто побоялся истинное положение вещей ему доложить

From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Там же стоит слово "если". Если знал и позволил этому случиться...

Илья, правда в этой истории покрыта мраком и с трудом пробивается сквозь мощный слой спекуляций и домыслов. Я долго пыталась найти в сети следы этого Русаева. Живого, а не книжного. Не нашла. По-видимому, нет такого человека. Значит, и все его "воспоминания" - фикция.

From: [identity profile] fotomm.livejournal.com
Спасибо, что рассказала эту историю. Такое не забывается

Date: 2017-04-24 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] yolkapivnitsky.livejournal.com
Я живу на улице его имени.

Date: 2017-04-24 11:56 pm (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
А подробности полёта знала?

Date: 2017-04-25 02:56 pm (UTC)
From: [identity profile] yolkapivnitsky.livejournal.com
Конечно, нет! Откуда?!

Date: 2017-04-26 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Я ж не знаю, когда эта информация стала доступна. Может, то, о чём я написала в России давно уже известно, когда рассекретили архивы?

Date: 2017-04-26 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] yolkapivnitsky.livejournal.com
И я об этом понятия не имею.
Ведь такая информация находит меня, например, совершенно случайно. Специально я её очень редко ищу.

Date: 2017-04-25 12:10 am (UTC)
From: [identity profile] biruza17.livejournal.com
Помянем.

Date: 2017-04-25 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] umapalata-6.livejournal.com
Из всей космической программы я могу уверенно сделать единственный вывод: собаки умней людей.
Космонавты должны были понимать, что летают на кораблях с огромным количеством недоработок и просто брака, в том числе и критического. Но их гнало тщеславие. Собаки же свободны от этого человеческого порока, поэтому как минимум 2 с процесса подготовки сбежали. :)))

Трудно сказать, что из "технических подробностей" правда, а что фуфло, но двигатели, которые США покупали в России, в том числе и в 90-е, приходили в таком состоянии, что просто катастрофа. Чтобы использовать, им приходилось делать практически капитальный ремонт. По-моему от этого мусора уже отказались. :)))

Date: 2017-04-25 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Думаю, что прекрасно понимали. Вроде бы, этот обугленный кусок мяса им показали как раз с целью, чтоб не было иллюзий насчёт успешного завершения полётов.

У Штатов был договор на закупку космической техники в России до 2015 года. Дальше - не знаю.

Date: 2017-04-25 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] umapalata-6.livejournal.com
По идее, должны были. Они же почти все из военных летчиков, а там ЧП на ЧП, причем, далеко не все документируются и разбираются.

К 12 апреля было много публикаций по теме космонавтики. И я где-то читал интересную мысль. Все 50-е, буквально с самого начала, СССР запускал ракеты, в том числе и с собаками, на низкие орбиты. А Гагарин полетел сразу на высокую орбиту. Поэтому появилось сомнение, неужели ни разу не попробовали запустить на низкую орбиту человека? И не исключают, что до Гагарина были жертвы.

2016 год: https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/189183 :)))

2016 год

Date: 2017-04-25 11:43 am (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус? :))

Re: 2016 год

Date: 2017-04-25 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] umapalata-6.livejournal.com
Это у Обамы называлось санкциями. :)))

Кстати, ушастый уже опять вылез. Вчера было мероприятие в унивеситете в Чикаго. Правда, он обещал не критиковать Трампа, как Буш не критиковал его самого. Посмотрим, надолго ли хватит. :)))

Re: ушастый уже опять вылез

Date: 2017-04-25 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Блин, как они любят засирать мозги детям :(
У нас тоже либерасты любят проповедовать в университетах.

Re: ушастый уже опять вылез

Date: 2017-04-26 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] umapalata-6.livejournal.com
У нас с малолетства:
https://www.youtube.com/watch?v=ettl3zfLWus :)))

Великое учение Гора о глобальном потеплении племянник учил лет в 10 - 11. Правда, сказал, что bullshit. :)))
А сын знакомых лет в 16 заявил, что 9/11 американцы получили справедливо, потому что слишком хорошо живут. Я родителям тогда сказал, что не в университет его надо отдавать, а в Макдональдс, чтобы в процессе жарки вонючей котлеты понял, что значит "слишком хорошо живут". :)))

Re: ушастый уже опять вылез

Date: 2017-04-26 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Какой пиздец на видео... :(

Мудаков, которые вовлекают малолетних детей в политику, я б кастрировала, чтобы не размножались.

Моя старшая, несмотря на семейные усилия, выросла либералкой - спасибо школе и университету :(

Re: ушастый уже опять вылез

Date: 2017-04-27 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] umapalata-6.livejournal.com
Они не вовлекают, они создают среду с "единственно правильной" позицией. И к сожалению, они размножаются. Я смотрел электоральную динамику по графствам Калифорнии и некоторым другим - это катастрофа.

Моя племянница сейчас учится в университете. Мы пока пытаемся бороться, но боюсь, не поможет - среда победит.

Но у меня некоторое время назад появилось ощущение, что это объективный процесс. Вполне вероятно, что та, классическая, демократия себя изжила. Сегодня среднего класса по имуществу (т.е. лавочников, владельцев всяких мелких и не очень бизнесов) становится все меньше и меньше. Сегодня у нас все больше средний класс по образу жизни, а это в основном наемные работники. И их интересуют социальные гарантии, забота государства и прочая такая херня. Я думаю, созрела потребность в новом общественном договоре, но совершенно не представляю, на каких принципах и кто мог бы его разработать и предложить. А пока так и будем катиться в олигархию, т.е. в сторону Венесуэлы. :(
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Хорошо сказано. Да, так и происходит. Особенно, в социалистической Канаде. За мои без малого четверть века тут я имею грустную возможность убедиться, что овертоновский переход от немыслимого к норме работает вовсю и в рекордно сжатые сроки.

И в новом определении среднего класса ты тоже прав. Не случайно же среди белых воротничков куда ни плюнь - попадёшь в либерала. А среди фермеров картина иная.

В моей конторе недавно обновили полис рабочей этики и создали комитет из 20 человек для поддержания и проталкивания ЛГБТ. Это было сделано после того, как представители ЛГБТ стали жаловаться, что, хоть и попали на госслужбу, но всё ещё стесняются демонстрировать публично свои персональные особенности. 20 человек с зарплатами от 55 до 130К будут регулярно собираться и тратить рабочее время на пиздёж о том, как создать более лучшие условия для тех, кто хочет поведать коллегам, в какие дыры ебётся.

Понятное дело, инициатива была встречена всеобщим одобрением и ликованием. Совсем как в совке всё делалось "по просьбам трудящихся" с их полной поддержкой КПСС.

Сказать "ребята, вы что - охуели?" уже невозможно. Окно Овертона в действии.
From: [identity profile] umapalata-6.livejournal.com
А уж в социалистической Калифорнии... :)))

Это не новое определение. Об этом писал британский политолог, экономист и социолог Энтони Гидденс хрен знает когда (ну, лет 40 - 50 назад). Он, правда, делит на "старый средний класс" и "новый средний класс". Все придумано до нас. :)))
Я бы, скорей, назвал их "пролетарии умственного труда". Ой, это уже тоже было. :)))

А у моей жены на работе обществом "Знание" проводились курсы по харрасменту, потом сдавали онлайн экзамен. Жена сдала с третьего раза, потом делилась с сотрудниками, как надо правильно отвечать. :)))

Могу поделиться опытом. Когда я, работая еще в конце 70-х на фабрике, несколько раз задал приходящим политинформаторам всякие - разные вопросы, меня не только перестали загонять на политинформации, но даже отгоняли. :)))
Рекомендую заранее подготовить список вопросов. :)))

Date: 2017-04-30 07:14 am (UTC)
From: [identity profile] leto-vs-zima.livejournal.com
Брежнев, не смели, погибли...
А была космическая держава.
Испытатели всегда знают, что их ждет. Так же как и военные. Работа такая.

Зато сейчас все смелые, языкастые, все обо всем знают и говорят, но выводов не делают, и прогресс стоит на месте.
Но и фальсификата сейчас очень много, и станет еще больше, потому что знающие правду уходят.
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
Это да. Не только потому, что знающие правду уходят, а ещё и потому, что фальсификат почти всегда на уровне сенсации. А на сенсации можно хорошо заработать.

Date: 2017-05-06 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] e-chircov.livejournal.com
Прости, оказывается, пропустил случайно твой пост.
Сильно написала.
Уважаю.

Date: 2017-05-08 02:51 am (UTC)
From: [identity profile] pili-grimka.livejournal.com
пасиб.

Profile

pili_grimka: (Default)
pili_grimka

May 2017

S M T W T F S
 123456
78910111213
1415161718 1920
21222324252627
28293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 28th, 2017 02:30 am
Powered by Dreamwidth Studios